Рамадан - месяц открытых дверей

0 79f1f 8f5188d7 LВопросы и ответы на тему поста в месяц Рамадан.

Вопрос: Лучше чтоб мусульмане держали пост все одинаково в одно время или у каждой страны свой пост?

Более правильным является мнение, что все мусульмане должны поститься в одно время, но если нет единства, то те, кто живут в пределах одной страны, должны поститься все вместе, и нет разницы исламское это государство или не исламское. Никто не должен уединяться с разговением и постом ни группа людей, ни один человек, даже если он один увидит луну – это более правильно и достоверно. Доводом служат хадисы посланника, да благословит его Аллах и приветствует:

«Разговение – это, когда все разговляются, жертвоприношение – это, когда все делают жертвоприношение». ( Абу Дауд 2324 с хорошим иснадом ).

Так же слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пост – когда вы поститесь,  разговение – это, когда вы разговляйтесь, жертвоприношение – это, когда вы  делайте жертвоприношение».( Ат- Тирмизи 697, Ибн Маджах 1661).

Вопрос: Как определять начало и конец поста каждый день?

Каждый день пост начинается со второго правдивого рассвета – это сияние горизонта, которое появляется с востока южной и северной части, а свет его увеличивается, не уменьшаясь. Как только наступает время утренней молитвы тому, кто намеревается поститься, становится обязательным воздержание от еды и питья. Не нужно заканчивать есть за десять минут до утренний молитвы или еще раньше, так как это является нововведением, и об этом говорили авторитетные ученые, такие как: Абдуль- Азиз ибн Баз и Мухааммад ибн аль-Усаймин, да смилуется над ними Всевышний Аллах. Пост продолжается до наступления времени вечерней молитвы «магриб», так как посланий Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Когда ночь наступает отсюда, день отступает оттуда, а солнце заходит, постящемуся (следует) разговляться»( Бухари 1954, Муслим 1100). В версии Бухари говорится: «То есть, когда ночь наступает с востока, день отступает с запада, а солнце полностью опускается за горизонт».

Продолжается пост до заката солнца. Признаком заката является скрытие солнечного диска, даже если остается свет. В хадисе Абдуллаха ибн Абу Ауфа, да будет доволен им Аллах, говорится: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находились в пути, он велел одному человеку: «Спешься и размешай для меня ( еду )». Этот человек сказал: «О Посланник Аллаха, а солнце?!» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,снова сказал: «Спешься и размешай для меня ( еду )». Человек сказал: «О Посланник Аллаха, а солнце?!» Пророк,  да благословит его Аллах и приветствует, в третий раз сказал: «Спешься и размешай для меня ( еду )», и тогда тот спешился, размешал для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, еду, и он попил, после чего указал рукой на восток и сказал: «Когда увидите, что отсюда надвигается ночь, постящимся следует разговляться» (Бухари 1941).

В некоторых странах время поста может удлиняться до двадцати одного часа или укорачиваться до пяти часов, в этом случае люди должны поститься так, как сказано в словах Всевышнего Аллаха:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» ( Коран, 2:187).

Что же касается стран, в которых летом не исчезает солнце, а зимой и вовсе не поднимается, время в них нужно определять по ближайшему городу, где день и ночь сменяют друг друга в течение суток. Это как молитвы, так и поста и других поклонений. Аргументов служат слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, про Даджаля: «В хадисе ан-Наваса ибн Сам ана о Даджале сообщается, что сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, как долго он остановится на земле?» Он сказал: «Сорок дней: один день как год, один как месяц, один как неделя, и остальная часть дней как ваши дни». Сподвижники спросили: «День, который как год, достаточно ли будет в этот день молитвы одного дня? Он сказал:»Нет, необходимо будет рассчитать и разделить ее».Они спросили: Как быстр он будет на земле?» Он сказал: «Как дождь, проносящий ветром!» ( Муслим ).

Вопрос: Кто должен держать пост?

Аллах вменил в обязанность поститься каждому разумному, совершеннолетнему мусульманину, у которого есть физическая возможность, и который не находится в пути. Не обязательно держать пост несовершеннолетнему, но пост его считается действительным, и он получит вознаграждение за него, а также награду получат его родители за обучение, воспитание и побуждение поститься.Недействительным считается пост умалишенного и старого слабоумного человека. Так же не разрешается поститься женщинам, у которых менструация или послеродовое кровотечение. Если у женщины случился выкидыш в течение восьмидесяти одного дня, то кровь, которая выходит не является кровью послеродового кровотечения, поэтому она должна совершать молитвы и поститься, так же разрешается вступать половую близость.

Вопрос: Тот, кто прервал пост без уважительной причины.

Тот, кто прервал пост без причины в один из дней рамадана до наступления вечернего намаза «магриб», совершил великий грех. Ибн Хузейма (1986) и Ибн Хиббан (7491) передали предание, которое является достоверным, и в котором упоминается угроза тому, кто оставил пост. Абу Умама аль-Бахили сказал, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я спал, и тут ко мне пришли двое мужчин. Они взяли меня за руку и привели к горе. А после сказали: „Поднимись“. Я ответил: „Я не смогу этого сделать“. Они сказали: „Мы поможем тебе“. Я поднялся на самую вершину горы, и вдруг, услышав сильных звук, спросил их: „Что это за звук?“ Они сказали: „Это вой обитателей Огня“. Потом они пошли со мною, и я увидел людей, подвешенных за их сухожилия, с разорванными ртами, из которых текла кровь. Я спросил: „Кто они? “, мне ответили: „Это те, которые употребляли пищу, прежде чем закончился их пост“» (аль-Албани в «Сахих Мауарид аз-замъан» № 1509 сказал, что хадис достоверен).

Аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал: «Это наказание постигнет того, кто постился, а после намеренно разговелся до наступления времени разговения. А что же говорить о том, кто не поститься вообще?! Просим Аллаха о благополучии в этом мире и мире дальнем».

Вопрос: Кому разрешается прервать пост?

1) Путнику.

Путником является человек, покинувший дома, постройки своей местности с намерением выйти в путь. Тому, кто твердо решил оправиться в путь разрешается не поститься.

Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь

Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!

В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение.Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное количество дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны»(Коран, 2:183-185 ).

Причиной разговения путника является облегчение (рухсат). В каждом путешествии разрешается оставлять пост, даже если в пути нет сложностей, как например, поездка самолетом и другими комфортными средствами передвижения.

Ибн Таймия, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Разрешается путнику не постится по единогласному мнению мусульман. Нет разницы, есть ли у него физическая возможность поститься или нет, затруднительно это для него или нет. И даже если путник будет находиться под тенью и вода будет рядом, и будет человек, прислуживающий ему, все равно дозволяется не поститься и укорачивать молитвы».

Среди мусульман не было разногласий в дозволенности разговения путника, наоборот, разногласия были относительно дозволенности поста в пути. Группа праведных предшественников сказала: «Постящийся в пути подобен тому, кто не постится в не пути, и если он поститься, его пост не будет действительным, он должен возместить его». Это мнение Абдур_-Рахмана ибн Ауфа, Абу Хурайры и других из числа праведных предшественников, так же это мнение мазхаба аз-Захири. Но все четыре мазхаба говорят, что путник может поститься или оставить пост.

Когда путник начинает принимает пищу?

В этом вопросе между учеными существует разногласие. Более правильным мнением считается, что путник  начинает принимать пищу с момента, когда он твердо решит выйти в путь. Аргументами служат следующие хадисы и предания от сподвижников:

1) Передается что  Мухаммад ибн Ка’б рассказывал: “Однажды я пришел к Анасу ибн Малику во время Рамадана в то время, когда он собирался отправиться в путь. Он приготовил верховое животное, оделся и велел принести еды. Когда он поел, я спросил его: “Это Сунна (есть перед выездом)?!” Он сказал: “Сунна”, затем сел верховое животное ”.( ат-Тирмизи 799-800, ад-Даракутни 2/187-188, аль-Байхакы 4/246, Имам ат-Тирмизи сказал, что этот хадис хороший );

2) Приводится в сборнике Абу Дауда и в других сборниках хадисов от Джафара ибн Джабра, что он сказал:Однажды я был с Абу Басрой аль-Гифари сподвижником пророка, да благословит его Аллах и приветствует , на судне Фустата во время месяца рамадан. Судно отчалило от берега. Дома еще не скрылись из виду, а он уже велел принести обед и сказал мне: «Пододвинься». Я сказал: «Но разве ты не видишь дома?» Он сказал:» Разве ты отказываешься от сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует?» Потом он поел» ( Абу Дауд 2412, Ахмад 26690, ад- Дирими 1713).

Имам аш-Шавкани сказал: «Эти два хадиса указывают на разрешение путнику принимать пищу перед выходом в путь».

В действительности, слово сподвижника «Сунна» объясняется тем, что это сунна посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Эти два сподвижника провозгласили, что прерывание поста путником, видя дома, которые еще не скрылись, является сунной (Найл аль-Автар 4/229)

3) Передается от Мансура аль Кальби, что Дихья ибн Халифа однажды вышел в путь из селения в Дамаске к селению Укбы в Фастате на расстоянии трех милей во время месяца рамадан.Затем он прервал пост люди, которые были с ним, тоже прервали его, но некоторые отказались это сделать. Вернувшись в свое селение, он сказал: «КлянусьАллахом, сегодняястолкнулся с тем, чего никак не мог ожидать, некоторые люди отвернулись от правильного пути пророка и его сподвижников»,-говоря о тех, кто продолжал поститься. а затем сказал: «О Аллах! Возьми же меня к Себе!» (Абу Дауд, Саум 47/2413).

Уважаемый хадисовед шейх Насыр ад-Дин сказал, что это мнение Абду-аль-Барра и аль-Куртуби. Из приведенных преданий ясно, что прерывание путником поста перед выездом – это сунна для тех, кто хочет прервать свой пост. Так как эти трое сподвижников сказали, что это сунна.

Некоторые могут спросить, что если путник твердо решит выйти в путь, а затем возможно вернется после выезда?

Ответ: Если он покинет здания местности или пройдет малое расстояние, а затем вернется, то он прервал свой пост с дозволения Всевышнего,который разрешил путнику не поститься. А кто прибегает к хитрости по отношению к законам Аллаха ( делая это намеренно ), тот является грешником, и ему следует покаяться и потом возместить этот день. Если он совершит половую близость, то на нем лежит искупление за данный поступок. Обман не удалит и устранит грех и искупление.

Что лучше для путника, прервать пост или продолжить?

Среди ученых в этом вопросе существует разногласие.Некоторые из них сказали, что для него лучше то, что ему больше подходит, он волен поступать как хочет. Однако прервать пост для путника лучше, и это более сильное мнение, оно ближе к истине. В муснаде имама Ахмада передается от Нафи ибн Умара, что посланник, да благословит его Аллах приветствует,сказал: «Поистине, Всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты»(Ахмад 2/108,, Ибн Хиббан 2742).

Это облегчения из милостей Аллаха. Такого мнения придерживался имама Ахмад, шейх –уль-ислам ибн Таймийя, а так же Абдуль-ль-Азис ибн Баз, да смилуется над ними Всевышний. По мазхабу аз-Захирийя пост его считается не действительным, так как Всевышний говорит: «А если кто болен или находится в пути , то пусть постится столько же дней в другое время» (Коран, 2:184), текст Корана явно соответствует их мазхабу. Но, на него нельзя опираться, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует , постился в пути. Его действие сильный аргумент и это не из его особенностей, потому что вместе с ним постился и ибн Раввах, да будет доволен им Аллах. Передается от Абу ад –Дарды, что он сказал: «Однажды мы вышли с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в путь ( во время рамадана) в такую сильную жару, и среди нас не было постящихся, кроме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и ибн Раввахи» (Бухари 1945,, Муслим 1122).

Запрещается поститься тому, кто боится своей гибели или испытывает  сильное затруднение во время поста. По этому поводу приводится хадис от Джабира ибн Абдуллаха, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, Да благословит его Аллаха и приветствует, вышел в Мекку в год ее открытия  во время месяца рамадан, будучи постящимся, пока  он не достиг местности Ки-раа Аль – Гамима. Люди также постились. Затем он потребовал принести ему сосуд с водой, который он поднял, чтобы все видели это, и выпил его. После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжали поститься «. Он сказал на это: «Они ослушники! Они ослушники!» (Муслим 1114).

Так же посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не из благочестия поститься в пути»(Бухари 1946, Муслим 115).

Имеется ввиду, если есть в этом затруднение.

Имам Абу Иса ат-Тирмизи, да смилуется над ним Аллах, сказал: Передается от пророка, да благословит его Аллах  и приветствует, что он сказал: «Не из благочестия поститься в пути». У ученых имеются разногласия относительно поста в пути. Некоторые сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ученые считали, что прервать пост в пути лучше. Одни сказали, если человек будет поститься в пути, то ему надлежит возместить пост за этот день, так же это мнение выбрали Ахмади Исхак. Другие ученые из числа сподвижников сказали, что если есть физическая возможность поститься, то это лучше, и прервать пост тоже возможно, этого мнения придерживались Суфьян ас-Саури, Малик ибн Анас и Абдуллах ибн Мубарак.

Имам аш-Шафии сказал: «Слова посланника, да благословит его Аллах и приветствует «Не из благочестия поститься в пути», а так же его слова ( когда ему сказали, что некоторые продолжили поститься ) «Они грешники» говорят о том, что сердце его не выдерживало того, что они не смогли принять облегчение, милость Аллаха  . А что касается тех, кто считает, что дозволено, как прервать пост, так и держать его, если есть силы, то это прекрасней для меня» (Сунан ат-Тирмизи 90/3).

2) Больному.

Больному разрешается не поститься в том случае, если он не может, если пост для него затруднителен. А так же если знающий медицину врач, даже если он не мусульманин (однако врач мусульманин лучше ) сообщил ему, что если он поститься, то его состояние ухудшится или может привести к его гибели, то в этом случае, по мнению некоторых ученых ему запрещается поститься. Передается со слов Абу Саида Сада бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах , что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Недопустимо (причинять) вред ни( без причины), ни причинять вред (в ответ)» Ибн Маджа и ад-Даракутни). Это великое шариатское правило. Так же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поистине, всевышний Аллах любит, когда принимают Его облегчения, так же как Он не любит, когда преступают Его запреты» (Ахмад 2/108, Ибн Хиббан 2742). Больному необходимо возместить все пропущенные дни поста в другое время, если Всевышний Аллах исцелит его. Так же в положение больного входит беременная и кормящая женщина. Ей следует возместить дни поста пропущенные из-за себя или из-за ребенка.

Что касается старого человека, а так же больного, у которого нет надежды, то его болезнь устранится, то им необходимо за каждый день накормить бедняка  . Всевышний сказал  :

«Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть поститься столько же дней в другое время.А тем, которые  способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали»! (Коран 2:184).

Что касается того, кто потерял сознание, об этом сказал уважаемый ученый Абдуль-азис ибн Баз: «Положение потерявшего сознание подобно положению сумасшедшего,слабоумного. Если к нему вернется сознание, то ему не нужно возмещать посты, но это если только он потерял сознание на малый срок, например день, два или самое большое три, то ничего страшного не будет , возместить посты в мерах предосторожности.А что касается того, что он долгое время будет в не сознания, то подобно слабоумному ему не нужно возмещать пост. Если Аллах возвратит его разум, то ему нужно будет начать деяния» (Маджму-а фатава шейх ибн Баз 4/240).

Шариатское постановление по отношению к потерявшему сознание будет таким, как сказал этот шейх имам, что положение потерявшего сознание подобно положению слабоумного, на нем не лежит обязанность. А мнение возместить два, три дня, которые человек находился без сознания , это только в мерах предосторожности, и возмещать ему не нужно, это ближе к истине, потому что на него постановление не ложится.   

Тот, кто потерял сознание днем, потом очнулся, должен возместить этот день, и нет разницы, обязательным был его пост или желательным.

Шейх ибн Таймийя сказал: «Кто вознамерился поститься, потом потерял сознание на весь день, должен возместить пост. И если очнулся в течение него, то ему нужно восполнить, особенно дополнительный пост». (Аль-Мухарар 1/228).

Тому, кто потерял сознание из-за использования полного наркоза, полагается возместить пост в мерах предосторожности. А что касается местной анестезии или половины, то ему не нужно возмещать, потому что он не теряет сознание, и обязанность с него не спадает ( то есть он продолжает поститься ).

В положение умалишенного входят: старый слабоумный мужчина и старая слабоумная  женщина. Иногда слабоумный может отличить вещи.

Тот, кто теряет разум, и это часто повторяется из-за преклонного возраста, является слабоумным. Ему не вменен в обязанность пост, и не нужно от него кормить бедняка.

Здесь так же уместно рассмотреть хирургическую операцию.

Если человеку провели хирургическую операцию, и он находился в не сознания очень долгое время или попал под воздействие анестезии на несколько дней без его желания, то его положение подобно положению того, кто потерял сознание, то есть он не должен возмещать.И он отличается от пьяного или от того, кто употребил наркотические средства, так как с этих людей не снимается шариатская обязанность.

Что касается положения того, кому сделали хирургическую операцию, он был в не сознания  долгие часы по причине наркоза, анестезии по своему желанию , то его положение подобно пьяному, он должен возместить пост. Однако он не будет являться ослушником. А если его анестезия по какой-либо причине продлится дольше обычного срока, то его положение будет подобно положению того, кто потерял сознание.

Не разрешается прерывать пост из-за работы тому, на ком лежит религиозная обязанность. Но если он столкнется с великой трудностью, которая принуждает его к прекращению поста в дневное время, он должен прервать, устраним этим самым затруднение, и восполнить тот день , в котором он его прервал  (Ладжна даима  10/233. 4157. Постоянный комитет ученого совета КСА). Сказал шейх ибн Баз: «Что касается рабочих, у которых тяжелая работа, на них лежит ответственность , они не входят в положение больных и путников, у них должно быть намерение поста в рамадан, чтобы они стали постящимися, а у кого возникнет необходимость прерывания поста в дневное время,ему разрешается разговеться, чтобы устранить необходимость , а если у него не необходимости , то он обязан продолжать пост , на что указывают  шариатские доказательства из Корана и сунны» (Мажму-а фатава ибн Баз 4/234). В словах шейха есть тонкое указание на то, что ему необходимо вознамериться поститься в месяц рамадан, даже если в большинстве случаев  человек думает , что его работа очень тяжелая, но возможно Аллах облегчит ее для него, и он завершит свой день, будущим постящимся.

Тому, кто не может поститься, не разрешается кормить бедняка в месяц Шабан, так как месяц рамадан еще не наступил , но разрешается это сделать уже в первые дни рамадана. Потому что если месяц наступил, мусульманин обязан поститься весь месяц ( если у него есть возможность). А тому, у кого нет возможности, должен накормить бедняка.

Лучше всего кормить каждый день месяца или отложить все до конца рамадана как это сделал Анас, да будет доволен им Аллах.Передается от Катады, что когда Анас перед своей смертью ослаб, он прервал свой пост и велел своей семье, чтобы они накормили  за каждый день бедняка (Ад-Даракутни 2/207).

Так же передается от Айуба от Анаса ибн Малика, что он ослаб от поста и приготовил блюдо из похлебки, позвал тридцать бедняков и насытил их (Ад-Даракутни 2/207).

За каждый день следует накормить бедняка сытной порцией. Вареным блюдом или половиной а,а риса ( это примерно 1,5 кг) с какой – нибудь приправой или хлебом. Бедняк обязательно должен быть мусульманином. Разрешается кормить одного и того же бедняка в течении месяца. При этом у него должно хватать средств и на семью.

Что касается того, кто прервал свой пост без оправдания, то он совершил великий грех и несправедливость. Так же он переступил границы запретного из запретов Всевышнего Аллаха. В первую очередь ему надлежит покаяться, а затем возместить. Но между те м, кто поститься в месяце рамадан и тем, кто прерывает свой пост без уважительной причины, потом возмещает его, существует различие. Приводится предание от слов Ибн Мас,уда да будет доволен им Аллах: «Тот, кто прервет пост одного дня рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его даже если будет поститься в течение всей жизни»(Ибн Абу Шейба 9784 с достоверным иснадом).

Обязаны прервать пост женщины, у которых менструации и послеродовые кровотечения. Так же обязательно это для того, кто спасает человека от гибели, так как это лучше поста одного дня. Например, перед тем как сдавать кровь для человека, который может умереть, необходимо поесть.

На том, кто пожертвовал свою кровь, не будет греха, но этот день он должен восполнить. И нет сомнения, что он получит за это награду.

Для каждого, кто прервал свой пост, желательно как можно быстрее определить и возместить пропущенные дни поста, соблюдая при этом последовательность. Так же возмещать обязательный пост перед шестью днями шаввал лучше для снятия ответственности перед Аллахом. А у кого много пропущенных дней от месяца рамадан, как например, женщин, у которых послеродовое кровотечения или больных людей, то им разрешается перед возмещением поститься шесть дней шавваля из-за отсутствия ясного довода, который бы запрещал это действие, в основе оно является дозволенным. Передается от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «На мне был пост рамадана, который я смогла возмести только в месяце шаабан». Яхья сказал: «Из-за заботы о пророке, да благословит его Аллах и приветствует»(Бухари, Муслим ). Скорее всего Аиша не оставила бы подобное великое вознаграждение, к которому стремятся даже простые мусульмане в наше время. Тот, кто запрещает поститься, пусть приведет ясный довод.

Вопрос: Какое постановление имеет тот, у кого остались пропущенные дни из прошлого рамадана, а уже наступил другой рамадан?

Если он оставил возмещение по причине небрежности, халатности , то ему надлежит совершить покаяние и возмещение. А тот, кто оставил по шариатским причинам, таким как многократные поездки, болезнь, кормление ребенка, беременность или другим уважительным причинам, он должен только возместить.

Вопрос: Каким должно быть намерение поста?

Обуславливается намерение обязательного поста, а также всех тех постов, которые нужно возмещать и искупить. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине деяния оцениваются  по намерениям»(Бухари 1, Муслим 1907 ).Также укрепляет данное придание хадис Хафсы жены посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто не вознамерился поститься перед утренней молитвой, у него не будет поста»(Абу Дауд 2454, ат-Тирмизи 730, ан-Насаи 4/196, ибн Маджа 1700, Ахмад 6/287). Разрешается, вознамериться в любую часть ночи, даже за мгновение до утренней молитвы. Намерение – это твердая решимость сердца поститься завтра. Произнесение намерения является нововведением. Каждый, кто знает, что завтра наступит рамадан, и хочет поститься, то это и будет его намерением (Маджмуа фатава шейх Таймия 25/2150).

О том, кто вознамерился прервать пост в дневное время, но не прервал его. По этому поводу некоторые ученые сказали: «Его пост не портится, он подобен тому, кто захотел заговорить во время молитвы, но не сделал этого». Другие ученые сказали, что пост его прерывается, как только он вознамерился его прервать, и он обязан возместить этот день. Так же о недействительности поста сказал ибн Теймийа: «Кто вознамерился прервать пост, тот прервал его, если он вернется прервать обратно к своему намерению, то будет действительным только дополнительный пост(так как разрешается в дополнительном необязательном посте вознамериться поститься в дневное время)» (Аль-мухаррар1/228). Так же шейх абдур-Рахман ас-са-ади разъяснил, что пост состоит из двух действительностей – это намерение и оставление всего, что способствует разговению. Если человек намеревается прервать пост, тем самым он убирает первую действительность, которая является основной поклонения, так как все деяния строятся только на намерениеи(Аль-Фатава ас-Са-адийя 288).

Что же касается того, у кого не было твердого намерения, то ученые разошлись во мнениях. Одни сказали, что пост его нарушается, поскольку колебание несовместно с твердой убежденностью соблюдать пост (оно должно присутствовать на протяжении всего времени поста ). Другие же сказали, что от колебаний пост не нарушается, ибо исходить нужно из того, что изначальное намерение человека соблюдать пост остается, пока данное намерение он не заменит твердым решением прервать пост. И это мнение, на мой взгляд, является более правильным, но лучше всего об этом известно Аллаху!(См.»Маджму Фатава ва расаиль аш-Шейх Мухаммад бин Салих аль-Усаймин» 19/187-188).

Вероотступничество делает намерение недействительным, в этом нет разногласий. Подобно тому, как если человек сомневается в действительности ислама или пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ругает своего Господа, Его пророка, Его религию, говорит про себя, что он христианин, иудей или неверующий в религию Аллаха, совершает земной поклон кому-то помимо Аллаха, делает деяние, которое ведет к большому неверию, да упасет нас Аллах от этого. Ибн Кудама сказал: «Мы не знаем разногласий среди ученых относительно того, кто отступился от религии во время поста. его пост недействительный и следует возместить этот день, если он вернется в ислам».   

Недостаточно прав для комментирования