Ислам-Индерка.рф

Таяммум

Сахих аль-Бухари صحيح البخاري

7. Книга очищения песком /таяммум/ (хадисы 334-348)

 

1. Глава
Аллах Всевышний сказал: «Если же вы ... не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй, протирая ею свои лица и руки» (сура «аль-Маида», 6).

1. Глава

334 — Сообщается, что жена Пророка ﷺ 'Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды, когда) мы вместе с посланником Аллаха ﷺ выступили в путь и достигли уже Байды (или: Зат аль-Джайша), у меня порвалась (нить) ожерелья. (Узнав об этом,) Посланник Аллаха ﷺ остановился, чтобы найти его, и этим же занялись находившиеся вместе с ним люди. (В этих местах) не было воды, и (некоторые участники похода) люди пришли к Абу Бакру ас-Сиддику и сказали ему: "Разве ты не видишь, что сделала 'Аиша? Она заставила Посланника Аллаха ﷺ и (всех остальных) людей, не имеющих с собой воды, задержаться в безводной местности!" (Услышав это,) Абу Бакр пришёл (ко мне), когда Посланник Аллаха ﷺ положивший голову мне на ногу, уже заснул. Он воскликнул: "Ты задержала Посланника Аллаха ﷺ и (других) людей, не имеющих воды, там, где её нет!"»

'Аиша сказала: «И Абу Бакр принялся упрекать меня, высказав всё, что было угодно Аллаху, а потом стал тыкать меня рукой в бок, мне же мешало двинуться с места лишь то, что (голова) Посланника Аллаха ﷺ покоилась у меня на ноге. А когда наутро Посланник Аллаха ﷺ проснулся и (оказалось, что ни у кого) не было воды, Аллах ниспослал аят об очищении песком, после чего люди совершили такое очищение. Что же касается Усайда ибн Худайра, то он воскликнул: "О семейство Абу Бакра! Это уже не первое благословение(, ниспосланное) вам!"»

('Аиша) сказала: «А потом мы подняли верблюда, на котором я ехала, и нашли ожерелье под ним».

335 — Передают со слов Джабира ибн 'Абдуллах, да будет доволен им Аллах, о том, что Пророк ﷺ сказал: «Мне были дарованы пять (вещей), которые не были дарованы никому (из пророков) до меня: мне была оказана помощь страхом(, который охватил сердца моих врагов, живущих от меня) на расстоянии месяца пути; (вся) земля была сделана для меня местом совершения молитв и средством очищения, и поэтому, где бы ни застало человека, принадлежащего к моей общине, (время) молитвы, он (может) молиться (на этом месте); военная добыча, которую не разрешалось (брать) никому (из пророков) до меня, была дозволена мне; мне было даровано право заступничества, и (, кроме того, раньше) каждый пророк направлялся только к своему народу, я же был направлен ко всем людям».


2. Глава: Если (человек) не находит ни воды, ни песка (для очищения)
336 – Передают со слов 'Аиши о том, что как то она позаимствовала у Асмы ожерелье, которое пропало. Посланник Аллаха ﷺ отправил одного человека, (чтобы поискать ожерелье), которое он нашёл и их застало (время) молитвы, но у них не было воды и они совершили молитву (без омовения). Они пожаловались из-за этого Посланнику Аллаха ﷺ и Аллах ниспослал аят об очищении песком.

Усайд ибн Худайр сказал 'Аише: «Да воздаст тебе Аллах добром! Клянусь Аллахом, не происходит с тобой что-то, что неприятно тебе, кроме, как Аллах делает тебе и мусульманам в этом благо».

3. Глава: Совершение таяммума человеком там, где живёт постоянно и боится упустить время молитвы, когда не нашел воду
Об этом говорил 'Ата. А Хасан сказал о больном, которому некому подать его воду, что он совершает таяммум. При возвращении Ибн Умара со своих земель в Джуруф настигло время молитвы 'аср вблизи Марбад ан-На'ам, и он совершил ее (, совершив таяммум вместо омовения). Потом когда он уже вернулся в Медину, солнце ещё было высоко, но он не совершил повторно (молитву 'аср).

337 — Сообщается, что аль-А'радж сказал:

— Я слышал, как 'Умайр — вольноотпущенник Ибн 'Аббаса сказал:

— Однажды я и 'Абдуллах ибн Ясар — вольноотпущенник Маймуны, жены Пророка ﷺ отправились, чтобы зайти к Абу Джухайму ибн Харису ибн Симма аль-Ансарий и Абу Джухайм сказал: «Как-то Пророка ﷺ шедшего со стороны Биър Джамаль, встретил какой-то человек, который поприветствовал его. Однако Пророк ﷺ не ответил ему (сразу), а (сначала) подошёл к стене, обтёр (пылью) лицо и руки и затем ответил на его приветствие».

4. Глава: Следует ли очищающемуся песком сдувать пыль со своих рук?
338 — Сообщается, что 'Абду-р-Рахман ибн Абза, да помилует его Аллах, сказал:

− (Как-то раз) к 'Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, явился какой-то человек, который сказал: «Поистине, я осквернился и не могу найти воды (для омовения». Услышав это,) 'Аммар ибн Ясир сказал 'Умару ибн аль-Хаттабу: «Помнишь ли ты, как однажды, когда оба мы были в пути, ты не молился, а я катался по песку, после чего совершал молитву? И я рассказал об этом Пророку ﷺ который сказал: "Поистине, тебе достаточно было бы сделать так", а потом Пророк ﷺ (легко) ударил ладонями о землю, подул на них и протёр себе лицо и кисти рук».

5. Глава: Очищение песком лица и кистей рук
339 — Передают, что Са'ид ибн 'Абду-р-Рахман ибн Абза рассказывал со слов своего отца о том, что 'Аммар ибн Ясир сказал это же.

И Шу'ба ударил руками о землю, затем поднёс их ко рту и затем обтёр своё лицо и кисти рук.

340 — Ибн 'Абду-р-Рахман ибн Абза передал со слов своего отца о том, что он был свидетелем того, как 'Аммар сказал 'Умару: «Мы были в походе и осквернились ...», и он сказал: «Поплевал на них».

341 — Сообщается, что 'Абду-р-Рахман (ибн Абза) сказал:

— 'Аммар сказал 'Умару: «Я катался по песку, после пришёл к Пророку ﷺ и он сказал: "Тебе достаточно было (протереть себе) лицо и кисти рук"».

342 — Ибн 'Абду-р-Рахман (ибн Абза) передал со слов 'Абду-р-Рахмана о том, что он сказал: «Я был свидетелем того, как 'Аммар сказал 'Умару», и далее он передал этот хадис.

343 — Ибн 'Абду-р-Рахман ибн Абза передал со слов своего отца ('Абду-р-Рахмана) о том, что он сказал: «'Аммар сказал: "И Пророк ﷺ (легко) ударил ладонью о землю и протёр себе лицо и кисти рук"».

6. Глава: Чистая земля может заменить мусульманину воду
Аль-Хасан (аль-Басри) сказал: «Ему достаточно таяммума, пока у него не нарушится омовение».

Ибн 'Аббас возглавлял людей в молитве в качестве имама, совершив таяммум.

А Яхья ибн Са'ид (аль-Ансари) сказал: «Нет ничего плохого в совершении молитвы на солончаке и совершении таяммума им».

344 — Сообщается, что 'Имран ибн Хусайн аль-Хуза'и, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) находясь в пути вместе с Пророком ﷺ мы передвигались ночью, пока в конце её не (достигли одного места, где) упали (на землю от усталости), и нет для путника ничего слаще этого. (И мы заснули так крепко, что) разбудила нас только жара (, так как уже поднялось солнце). Первым проснулся такой-то, потом такой-то, потом такой-то, а четвёртым был 'Умар ибн аль-Хаттаб. Что же касается Пророка ﷺ то, когда он засыпал, мы не будили его, (а ожидали,) пока он не проснётся сам, поскольку мы не знали, что происходит с ним во сне. Когда 'Умар, который был выносливым человеком, проснулся и увидел, что происходит с людьми, он громко закричал: "Аллах велик", и продолжал кричать до тех пор, пока от его крика не проснулся Пророк ﷺ которому люди стали жаловаться на то, что их постигло. Он сказал: "Не беда (или: Это не повредит вам), отправляйтесь", и они двинулись в путь. Проехав совсем немного, (Пророк ﷺ) спешился, велел принести себе воды и совершил омовение, после чего прозвучал призыв к молитве и он совершил молитву вместе с людьми. Завершив молитву, (Пророк ﷺ увидел) в стороне одного человека, который не молился вместе (со всеми) остальными, и спросил его: "О такой-то, что помешало тебе совершить молитву вместе с людьми?" Тот ответил: "Я осквернился, а воды у меня нет". (Пророк ﷺ) сказал: "(В таком случае) тебе следует использовать (чистую) землю, и этого будет для тебя достаточно!" После этого Пророк ﷺ двинулся в путь, (а через некоторое время) люди стали жаловаться ему на то, что их мучает жажда. Тогда он спешился, подозвал к себе одного человека и 'Али, да будет доволен им Аллах, которым велел: "Отправляйтесь на поиски воды". Они двинулись в путь и (спустя немного времени) повстречали какую-то женщину, сидевшую на своём верблюде между двумя навьюченными на него бурдюками с водой, и спросили её: "Откуда эта вода?" Она ответила: "Я была у воды вчера в такое же время, а наши люди едут следом за мной". Тогда они сказали ей: "Поезжай!" — а на её вопрос: "Куда?" — ответили: "К Посланнику Аллаха ﷺ". (Женщина) спросила: "К тому, кого называют отступником /сабий/?" Они ответили: "Да, это тот, кого ты имеешь в виду, так отправляйся же!" И они привели её к Пророку ﷺ которому рассказали обо всём».

(Передатчик этого хадиса) сказал: «И ей помогли спуститься с верблюда, а потом Пророк ﷺ велел принести ему сосуд и налил в него воды из верхних отверстий бурдюков. Затем он завязал верхние отверстия этих бурдюков и открыл нижние, после чего людям было сказано: "Поите животных и набирайте воду для себя". И одни стали поить животных, другие набрали воду для себя, а под конец Пророк ﷺ дал сосуд с водой осквернившемуся и велел ему: "Иди и облейся". (Что же касается женщины, то) она стояла и наблюдала за тем, что происходит с её водой, и, клянусь Аллахом, когда (мы перестали брать у неё воду,) нам показалось, что в бурдюках её стало больше, чем прежде, пророк же ﷺ велел: "Соберите для неё (что-нибудь)". Люди собрали для неё финики, муку и савик и сложили всю эту еду в (расстеленную на земле) одежду, а затем её подсадили на верблюда и положили перед ней тюк с едой, (Пророк же ﷺ) сказал ей: "Знай, что из-за нас у тебя воды меньше не стало, ибо это Аллах напоил нас!" После этой задержки женщина вернулась к своим родным, и они спросили: "Что задержало тебя, о такая-то?" Она ответила: "Нечто удивительное! (В пути) меня повстречали двое, отвели к тому, кого называют отступником, и он сделал то-то и то-то, и, поистине, он либо величайший колдун из живущих между тем и этим, − и она подняла средний и указательный пальцы к небу, желая сказать, что имеет в виду небеса и землю − либо истинный Посланник Аллаха!" А после этого мусульмане стали совершать набеги на живших поблизости от неё многобожников, но обходили стороной её селение, и однажды она сказала своим соплеменникам: "Я думаю, что эти люди не трогают вас не случайно, так, может быть, у вас есть желание принять Ислам?" И они послушались её и приняли Ислам».

7. Глава: Если человек в состоянии осквернения боится за себя, что может заболеть, или умереть, или испытывать жажду, то он совершает таяммум
Сообщается, что как-то в холодную ночь 'Амр ибн аль-'Ас осквернился, и он совершил таяммум и прочитал аят (из Корана): «И не убивайте себя, поистине, Аллах милосерден к вам», и он рассказал (об этом) Пророку ﷺ, но он не поругал (его за это)».

345 — Сообщается, что Абу Ваиль сказал: «Однажды Абу Муса спросил 'Абдуллу ибн Мас'уда: "Если (человек, который в состоянии полового осквернения /джунуб/) не находит воду, он не молится?" 'Абдуллах (ибн Мас'уд) ответил: "Если бы я позволил им это, то кто-нибудь из них почувствовав холод", и он сказал: "Вот так", имея в виду совершение таяммума — "и стал бы молиться"».

Абу Муса сказал: «Я спросил: "А что ты будешь делать со словами 'Аммара, с которыми он обратился к 'Умару?" ('Абдуллах ибн Мас'уд) сказал: "Поистине, я не думаю, что 'Умар удовлетворился словами 'Аммара!"»

346 — Сообщается, что аль-А'маш сказал:

— Я слышал, как Шакыкъ ибн Саляма рассказывал: «Однажды я находился возле 'Абдуллаха (ибн Мас'уда) и Абу Мусы (аль-Аш'ари), и Абу Муса сказал (Ибн Мас'уду): "О Абу 'Абду-р-Рахман, что ты скажешь о человеке, который осквернился и не находит воду. Как ему следует поступить? 'Абдуллах ответил: "Он не совершает молитву, пока не находит воду". Абу Муса спросил: "А что ты будешь делать со словами 'Аммара, которому Пророк ﷺ сказал: «Тебе было достаточно (протереть руки и лицо один раз, а не валяться в песке». (Ибн Мас'уд) сказал: "А разве ты не знаешь, что 'Умар не удовлетворился этим (рассказом 'Аммара)?!" Абу Муса сказал: "Хорошо, оставим слова 'Аммара, но что мы будем делать с этим аятом?" Тогда 'Абдуллах (ибн Мас'уд) не знал, что ответить и сказал: "Если мы им облегчим в этом, то будет вероятность того, что если у кого-то из них вода станет холодной, он будет оставлять её и совершать таяммум!"»

8. Глава: Таяммум — один удар

347 — Сообщается от Шакика, сказавшего:
— (Однажды) я сидел с 'Абдуллахом и Абу Мусой аль-Аш'ари. Абу Муса сказал ему: «Если человек осквернился и не находит воду в течении месяца, разве ему не следует совершать таяммум и молитвы? А что вы будете делать с аятом в суре "аль-Маида" "Если же вы не смогли найти воды, то очищайтесь чистой землёй"?» 'Абдуллах ответил: «Если мы им облегчим в этом, то будет вероятность того, что если у кого-то из них вода станет холодной, он будет оставлять её и совершать таяммум!» Я сказал: «Вы только ради этого порицали?» Он ответил: «Да». Тогда Абу Муса сказал: «Разве ты не слышал слова 'Аммара 'Умару: Посланник Аллаха ﷺ отправил меня по нужде, и в пути я осквернился и не смог найти воду. Я повалялся в песке как валяются верблюды. Потом я упомянул об этом Пророку ﷺ на что он сказал: "Тебе было достаточно сделать так": и он ударил кистью по земле один раз, затем стряхнул ее, потом обтер их — тыльную часть правой кисти левой (или тыльную часть левой правой), а затем протер ими лицо». 'Абдуллах сказал: «А ты думаешь, что 'Умар удовлетворился словами 'Аммара?»

Я'ля добавил, передав от А'маша со слов Шакика: «Однажды я находился возле 'Абдуллаха (ибн Мас'уда) и Абу Мусы (аль-Аш'ари), и Абу Муса сказал (Ибн Мас'уду): Разве ты не слышал слов 'Аммара 'Умару: "Посланник Аллаха ﷺ отправил меня и тебя, а я осквернился и повалялся в песке. Когда мы прибыли к Посланнику Аллаха, мир и благословение Аллаха, и сообщили ему об этом, на что он сказал: "Тебе достаточно было этого: протереть себе лицо и кисти рук один раз"».

9. Глава
348 — Передают со слов 'Имрана ибн Хусайна аль-Хуза'и о том, что (однажды,) когда Посланник Аллаха ﷺ увидел удалившегося (от людей) человека и не совершающего с ними молитву, он сказал (ему): «О такой-то, что тебе помешало помолиться с людьми?» Тот сказал: «О Посланник Аллаха, меня постигло осквернение, а воды нет». (Пророк ﷺ) сказал: «Тебе следует (очиститься) землёй, ибо тебе его будет достаточно!»


Главы